Дата: 22-09-2017г.

Выставка "Казаки в Париже. Акварели Г.-Э. Опица"

Героическая тема Отечественной войны 1812 года весьма обширна и славна именами героев. 19/31 марта 1814 года закончилась война с Наполеоном. Одним из первых через городские ворота в Париж вошел лейб-гвардии Казачий полк. Именно за ним во главе огромной свиты в столицу въехал император Александр I и другие монархи.

     Казаки активно участвовали в многочисленных войнах Российской империи. Но особенную роль они сыграли именно в войнах с Наполеоном, не случайно и сегодня для многих европейцев казаки стали ярким собирательным образом русской армии вообще. Присутствие казачьих частей в значительной степени изменили ситуацию на театре военных действий и соотношение сил в кавалерии между противоборствующими сторонами на территории России, а потом и на завершающем этапе в заграничных походах 1813-1814 гг. Их боялись и ими восхищались. По словам известного русского генерала А.П. Ермолова, казаки стали «удивлением Европы».

         В Государственном историческом музее хранится обширная коллекция материалов, связанных с этой темой. Прежде всего, это коллекция акварелей пражского художника Георга-Эммануэля Опица (1775-1841) «Казаки в Париже в 1814 году», которая поступила в музей в 1924 году в составе коллекции Павла Яковлевича Дашкова (1849-1910), известного петербургского коллекционера. Из обширной парижской серии (45 работ) в Государственном историческом музее хранится 25 листов акварелей, выполненных в одном формате и в одной художественной манере, ценность которых в том, что они были созданы художником с натуры. Акварели Георга Опица – это уникальный исторический источник и отражение взгляда европейцев на казаков. Художник воссоздает наглядную картину победного окончания войны и радостную атмосферу, воцарившуюся во французской столице.

      Акварели Георга Опица дают весьма интересное представление о периоде пребывания казаков в Париже в 1814 году. Они подробно познакомят нас с жизнью города, частью которого были русские казаки. Художник передает особый интерес парижан к «степным варварам», которые сначала вызывали удивление и даже страх у европейцев, а в действительности оказались не такими страшными.

   В своих работах автор наглядно воссоздал незабываемый, немного диковатый внешний облик казаков, показал их незамысловатый быт, который они запросто перенесли на улицы Парижа, передал их эмоциональное состояние и простодушное восхищение.

       Образ казака «вошел в моду». Для художников казаки стали излюбленной темой для рисования, в иностранных армиях стали создаваться подобные части «на казачий манер».

Ул. Пушкина, 4,   Дом Билибина (Шамиля)

Тел. 74-40-07